Thursday, March 27, 2014

Кшиштоф Занусси.

24 марта в программе «Познер» — Кшиштоф Занусси | Познер Online:
В. ПОЗНЕР: Ладно, будем говорить о Москве.
Вы в разных интервью неоднократно говорили о том, что русские и поляки совершенно друг на друга не похожи, и что, пожалуй, эта непохожесть и есть одна из притягательностей.
Потому что когда очень похожи, например, немцы и австрийцы, то они неинтересны друг другу, уж больно одинаковы.
А тут – разные.
Я хотел у вас спросить. Во-первых, в чем заключается отличие от поляков, главным образом?
Второе: чем бы вы объяснили это отличие? Какие причины?
И, наконец, третье: в какой степени можно это объяснить тем, что поляки – католики, а русские – православные?

К. ЗАНУССИ: Это все объясняет, потому что наследие Рима, латинского мышления, мышление "Среднего моря", очень сильно отличается от византийской культуры, от византийского мышления.
Если мы хотим на философском уровне, мы скажем: вы – дети Платона, а мы – дети Аристотеля. В этом есть отличие мышления.
Такие простые вещи: отношение к власти, отношение к ценностям.
Конечно, оно параллельно, но оно другое.
Собственность. На Западе мы считаем собственность абсолютной ценностью, а Восток гораздо более сориентирован на духовные ценности, понимая, что все принадлежит Богу, а не человеку, и что то, что мы имеем в руках – это только аренда.
У меня есть великолепный шкаф моего деда. Мне кажется, он мой. Он принадлежал моему деду, потом – моему отцу, а сейчас он мой. Я умру, и он будет чьим-то. Он не мой на самом деле, но у меня как у западного человека иллюзия, что это мое.
Я считаю, что наш подход более практичный, но не самый красивый.
Мне больше нравится восточный подход.

В. ПОЗНЕР: Как вы думаете, это многовековое нахождение в несвободе вообще формирует национальный характер?

К. ЗАНУССИ: Безусловно, формирует. И есть, может быть, даже и положительное наследие, но много негативного. Негативное мы видим – это отсутствие ответственности за общую работу.

В. ПОЗНЕР: Потому что раб безответственен вообще, за него отвечает хозяин.

В. ПОЗНЕР: Значит, вы с самого начала, можно сказать, благодаря своему отцу в частности, понимали, что та система, которая существует в Польше – это не то, и что об этом можно говорить дома, но об этом не следует говорить вообще. Скажите, пожалуйста, а как вы понимаете свободу?

К. ЗАНУССИ: Знаете, я тогда еще думал, что надо, прежде всего, разработать чувство внутренней свободы - что можно быть свободным в тюрьме и не быть свободным, будучи богачом, будучи олигархом, быть заложником своих страстей, заложником того, что мы имеем, заложником страха, от которого надо освободиться.
Теоретически это все понятно, а практически надо бороться за свободу ежедневно, вы это прекрасно знаете. Нет свободы навсегда.

К. ЗАНУССИ: Нет, я не разочаровался, я только понял, что рая на этой Земле мне никто не обещал.

В. ПОЗНЕР: Демократия и рай – это разные вещи.

К. ЗАНУССИ: Немножко, знаете, мы думали, что при демократии будет сразу хорошо. А демократия – это тоже процесс. Это процесс, в котором мы узнаем, что наш противник тоже имеет права. И если я не в состоянии его убедить при помощи моих аргументов в своей правоте, я не должен пользоваться силой. Силой пользуется диктатура. А в демократии даже тупому противнику надо медленно вкладывать в голову наши мысли так, чтобы он их понял. И это, конечно, разочаровывает. Ведь все могло бы двигаться гораздо скорее, если бы демократия нас не замедляла. Но, кажется, мы не можем скорее развиваться. Потому что если не согласны, если не понимают, к чему мы идем, тогда насилие не поможет, диктатура не ведет к развитию, это мы уже знаем.

В. ПОЗНЕР: Можно ли сказать, что вот этот самый "совок" мешает развитию демократию в нас самих?

К. ЗАНУССИ: Конечно, мешает. Мешает недостаток внутренней свободы, новый конформизм, который появляется.

В. ПОЗНЕР: А как насчет отсутствия толерантности?

К. ЗАНУССИ: Знаете, с толерантность – это тоже слово, к которому можно относиться…

В. ПОЗНЕР: Терпимость я имею в виду.

К. ЗАНУССИ: Толерантности к злу не должно быть. Это тоже важно. А часто люди понимают по-другому: толерантность – это значит, что я вижу зло и ничего не делаю. Это не должно так быть.

В. ПОЗНЕР: У одного американского писателя был такой герой, его зовут Пого, который как-то сказал так: "Я встретил врага, и это был я". То есть самому себе мешаю.

К. ЗАНУССИ: Очень часто я - первый враг себе. Это бывает очень часто. Но если посмотреть в зеркало, то поймешь и, может быть, помиришься с собой.

'via Blog this'

No comments:

Post a Comment