Thursday, September 18, 2014

Интересное определение понятия снобизм.

Известное известно немногим (Аристотель) - Интересное определение понятия снобизм:
"Сноб - это тот, кто берет какую-то незначителную часть вас, и использует ее для того, чтобы понять, что вы за человек."
А вернее сказать он берет эту какую-то незначительную часть не для того чтобы понять, а для того, чтобы заклеймить и отвергнуть, но это часть не есть весь человек.

Википедия дает свое определение, которое носит более категоричную окраску с негативным значением - "Сноб (англ. snob) — человек, восхищающийся высшим обществом и тщательно подражающий его манерам и вкусам, ищущий возможность попасть в такое общество. Так же называют человека, претендующего на высокую интеллектуальность, изысканный вкус или авторитетность в какой-то области, и при этом надменно относящегося к тем, кто, по его мнению, лишён этих достоинств."

Недавно я познакомилась с новым очень интересным определением снобизма, о котором можно послушать на YouTube у Alain de Botton "A kinder, gentler philosopy of success".

"У меня они, эти кризисы в карьере, начинаются чаще всего вообще-то в воскресенье вечером, как раз тогда, когда солнце идет на закат, а разрыв между моими надеждами и реальностью жизни начинает болезненно расти. В результате я утыкаюсь в подушку весь в слезах. Говоря так, я уверен, что это не только личная проблема человека. Вы можете не согласиться. Но я думаю, что мы живем в такое время, когда наша жизнь постоянно спотыкается о профессиональные кризисы, о такие моменты, когда то, что мы вроде бы знали, о жизни, о карьере, вступает в контакт с угрожающей реальностью.


Может быть, сегодня стало намного проще, чем раньше, хорошо зарабатывать. Но, вероятно, именно сегодня и труднее, чем раньше, оставаться спокойным и свободным от профессиональных страхов. Я хотел бы рассмотреть, если позволите, несколько причин, почему мы стали чувствовать страх, идя по карьерной лестнице. Почему мы становимся жертвами этих карьерных кризисов, и тихо ноем в подушку? Одна из причин, почему мы можем страдать, - это то, что мы окружены снобами.


В некотором смысле у меня есть плохая новость, которая касается почти всех, кто приехал в Оксфорд из-за границы. Здесь очень большая проблема со снобизмом. Потому что иногда люди не из Великобритании думают, что снобизм - это исключительно британский феномен, зацикленный на загородных домах или титулах. У меня плохая новость. Это - не правда. Снобизм - это феномен глобального уровня. Мы - глобальная организация. Это - глобальный феномен. Он существует. Кто такой сноб? Сноб - это тот, кто берет какую-то незначительную часть вас, и использует ее для того, чтобы понять, что вы за человек. Вот это - снобизм.


Доминирующий же вид снобизма, который можно наблюдать в наше время, - это снобизм относительно профессии. Вы можете столкнуться с ним на первых минутах на вечеринке, когда вам задают тот самый известный стандартный вопрос 21-го века - "Чем вы занимаетесь?". В зависимости от того, как вы ответите на этот вопрос, люди или невероятно обрадуются знакомству с вами, или посмотрят на свои часы, чтобы извиниться и уйти.


Так, противоположность снобу - ваша мама. Не обязательно ваша или даже моя. Но такая идеальная мама. Такая, которой безразличны ваши достижения. К сожалению, большинство людей - не наши матери. Большинство людей видят прямую связь между тем, сколько времени, даже любви, не романтической любви, но все же чего-то, что похоже на любовь в общем, уважения, они готовы посвятить нам, будет жестко определено нашей позицией в социальной иерархии.
Это самая главная причина того, почему мы так сильно озабочены карьерой. И конечно же, поэтому начинаем гнаться за материальными благами. Знаете, нам часто говорят, что мы живем в материалистичном мире. Что все мы - жадные люди. Я не считаю нас такими уж материалистичными. Я думаю, что мы живем в том обществе, которое попросту воздает определенные эмоциональные вознаграждения за владение материальными благами. Но нужны нам не эти сами материальные блага. Нам нужно вознаграждение. Это и есть новый взгляд на предметы роскоши. В следующий раз, когда вы увидите кого-то на Ferrari, не думайте "Этот человек жаден!". Но думайте так: "Этот человек неимоверно уязвим и нуждается в любви". Другими словами... (Смех) почувствуйте к нему симпатию вместо презрения.


Есть и другие причины... Есть и другие причины, почему может быть сложнее сегодня чувствовать себя спокойно, чем раньше. Одна из причин - и она парадоксальна, потому что связана с чем-то, что скорее является положительным моментом - это ожидания, которые мы питаем в отношении своей карьеры. Никогда до этого ожидания не были столь высоки по поводу того, каких высот может достичь человек за свою жизнь. Нам твердят, причем из разных источников, что каждый может достичь любых высот. Мы покончили с классовым обществом. Сегодня мы живем в системе, где каждый может подняться до любой позиции, до которой он захочет. Очень красивая идея. Вместе с ней нога в ногу идет дух равенства. Мы все практически равны. Нет жестких рамок разных видов иерархий.


Существует только одна большая проблема, связанная с этим. Ее имя - зависть. Зависть - даже упоминать ее стало табу - но в современном обществе есть одна доминирующая эмоция - зависть. Она тесно связана с духом равенства. Позвольте мне объяснить. Скорее всего, было бы нетипично для присутствующих здесь, или всех, кто смотрит эту запись, завидовать Английской Королеве. Даже не смотря на то, что она намного богаче любого из нас. И у нее очень большой дом. Однако, мы не завидуем ей, потому что она очень странная. Слишком странная. У нас нет личного контакта с ней. Она смешно говорит. Она живет в странном месте. Мы не можем сопоставить себя с ней. И когда мы не видим связи с кем-то, мы не можем завидовать этому человеку.


Чем ближе друг к другу два человека, по возрасту, происхождению, тем больше причин для зависти, которые возникают в процессе идентификации. По этой же причине никто из вас не должен бы ходить на встречи выпускников. Потому что не существует более четкого ориентира чем, тот который был в школе. Проблема современного общества в том, что весь мир превращается в большую школу. Все носят джинсы, все одинаковы. И все же - разные. Дух равенства перемешивается с глубоким неравенством. Это может привести к очень большой стрессовой ситуации.


Скорее всего, сегодня очень трудно стать таким же богатым и известным как Билл Гейтс, так же как в и 17-ом веке было практически нереально стать членом французской аристократии. Смысл в том, что мы больше не воспринимаем это нереальным. Журналы и другие СМИ внушили нам, что, если у тебя есть энергия, несколько хороших идей о применении технологий, если у тебя есть гараж, то ты тоже можешь начать что-то великое. (Смех) Следствия этой проблемы можно заметить на полках в книжных магазинах. Зайдите в большой книжный магазин и посмотрите на полки с книгами на тему "Помоги себе сам" - я иногда так и делаю - если вы изучите книги о саморазвитии, которые сегодня издаются во всем мире, то вы заметите два их основных вида. Первые Вам скажут "Ты сможешь! Ты добьешься успеха! Все возможно! " Другие книги научат вас справляться с тем, что мы называем "низкой самооценкой", или другими словами "расстройством в самих себе".


В этом есть прямая взаимосвязь. Взаимосвязь между обществом, которое убеждает людей в том, что они могут все, и существующей заниженной самооценкой. Это еще один пример того, как что-то с положительными чертами может иметь ужасный эффект. Есть и другая причина, по которой мы сегодня испытываем больше страхов по поводу карьеры, статуса в мире, чем когда бы то ни было раньше. И это снова связано с кое-чем приятным. В данном случае приятным выступает меритократия.


Все политики, как левые, так и правые, соглашаются с тем, что принцип меритократии очень хорош. И что все мы должны прикладывать все усилия, чтобы сделать наше общество воистину меритократическим. Другими словами, что такое меритократическое общество? Меритократическое общество - это общество, в котором, если у тебя есть особый талант, энергия и навыки, ты доберешься до самой верхушки. Ничто не остановит тебя. Прекрасная идея. Проблема только в том, что, если ты действительно веришь в общество, в котором способные достичь верхов достигают верхов, то ты также, разумеется, только в еще более грязной форме, веришь в общество, в котором те, кто заслуживает быть на дне, действительно опускаются на дно и там и остаются. Другими словами, твоя позиция в жизни оказывается не случайной, но по праву заслуженной. При этом неудача выглядит еще более разрушительной.


Знаете, в средние века в Англии, когда встречался очень бедный человек, этого человека называли "неудачником". Буквально, если ты не благословлен удачей, то ты - неудачник. Сегодня же, например, в США, если вы встречаете кого-то со дна общества, этот человек может быть даже грубо назван "лузер". Между неудачником и лузером большая разница. Это доказывает и 400-летняя эволюция в обществе, и наша уверенность в том, кто в ответе за наши жизни. Это уже не боги, эти мы сами. Мы за штурвалом.


Это приятно, если у тебя все хорошо, и ужасно, если у тебя все плохо. В худшем случае это приводит, судя по результатам исследований социологов, таких как Эмиль Дюркгейм, это приводит к суицидальным случаям. Больше всего суицидов случается в развитых индивидуалистичных странах, чем в любой другой части мира. Одна из причин суицидов заключается в том, что люди слишком близко к сердцу воспринимают то, что происходит вокруг. Их успех в их руках. Но и их неудачи тоже в их руках.


Есть ли выход из-под того давления, которое я только что описал? Думаю, есть. Давайте рассмотрим несколько таких выходов. Возьмем к примеру меритократию. Принцип того, что каждый по заслугам оказывается на той или иной позиции. Мне кажется, это абсолютно сумасшедшая идея. Я выступлю в поддержку любого политика, правого или левого, у которого есть более или менее приличное понимание идеи меритократии. Я и сам меритократ. Вот так. Но я уверен, что было бы безумно верить в то, что однажды мы построим истинно меритократическое общество. Нереальная мечта.
Идея построения общества, в котором каждый человек оценивается, лучшие - наверх, худшие - вниз, причем делается это по идеальной схеме, - осуществление этой идеи нереально. Слишком много случайных факторов. Аварии, родовые травмы, несчастные случаи, болезни и так далее. У нас никогда не получится оценить все эти случаи. И никогда не получится оценить людей, попавших в эти ситуации, так, как они этого заслуживают.


Мне нравится прекрасная цитата из "О граде Божьем" Святого Августина, где он говорит: "Судить человека по занимаемой им должности - грех". Говоря современным языком, это значит: грешно давать оценку человеку, судя по его визитной карточке. Не должность важна. И, в соответствие со Святым Августином, только Бог может поместить человека на то место, которое он заслуживает. Бог так и сделает в Судный день, когда вокруг будут ангелы и звуки труб, и небеса раскроются. Если вы не верите в Бога, эта идея покажется вам безумной, как и мне. Но в ней есть что-то очень ценное, однако.


Другими словами, придержи коней, если собрался судить людей. Не факт, что ты понимаешь истинную ценность этого человека. Не видишь их скрытую сторону. И не надо вести себя так, как-будто нам все про других понятно. Есть еще один источник утешения и комфорта во всем этом. Если мы начинаем задумываться о неудачах, одной из причин, почему мы боимся этих неудач, не в потере денег и статуса. Мы боимся осуждения и насмешек со стороны людей. Так и есть.
Знаете, под номером один в списке осуждающих органов сегодня идут газеты. Если Вы возьмете газету за любой день, Вы найдете в ней множество имен людей, которые напортачили в жизни. Они спали не с теми. Они принимали не те таблетки. Они утверждали не те законы. Да что угодно. Они готовы к осуждению. Другими словами, они - неудачники. Их и называют "лузерами". Есть ли этому альтернатива? Я считаю, что западная традиция указывает нам на прекрасную альтернативу. Эта альтернатива называется трагедией.


Трагическое искусство в том виде, в котором оно развивалось в древней Греции в пятом веке до нашей эры. Это была основная форма искусства, посвященная изучению человеческих неудач. Соответственно, и изучению приятия таких неудач. Однако, обычная жизнь не всегда соответствует принципам трагедии. Помню, несколько лет назад я размышлял на эту тему. Тогда же у меня была встреча в редакции газеты "Спорт по воскресеньям". Это желтая газета, которую я не советую Вам даже начинать читать, если Вы с ней уже не знакомы. Я начал говорить с ними об определенных великих трагедиях, представленных в западном искусстве. Мне хотелось понять, как они расскажут о голой правде некоторых историй, если те попадут как новости в отдел новостей их газеты.


Так я рассказал им об Отелло. Они, конечно, ничего о нем не слышали, но история им понравилась. Я попросил их попробовать написать заголовок к заметке об Отелло. Они придумали "Свихнувшийся на любви иммигрант убил дочь сенатора". Большими буквами на всю полосу. Тогда я рассказал им фабулу Мадам Бовари. И снова они были очарованы историей. Заголовком они написали "Изменщина-шопоголик отравилась мышьяком, совершив кредитное мошенничество". А вот мой любимый пример. Эти ребята действительно по-своему гениальны. Мой любимый "Царь Эдип" Софокла. "Ослепленный сексом с матерью".


С одной стороны этой палитры реакций у нас есть желтая газета. С другой стороны - трагедия и трагической искусство. Предполагаю, что нам стоит хоть немного изучить то, что происходит в трагическом искусстве. Было бы глупо называть Гамлета лузером. Он не лузер, даже не смотря на то, что многое потерял. Скорее всего, нужно обратить внимание на то, какое послание шлет нам трагедия, и каково его значение для нас.
Еще одна сторона современного общества, та, которая будит в нас страх, это то, что все вокруг ставит в центр человека. Мы стали первым обществом, которое живет в мире, поклоняющемся самим себе и ничему другому. Мы высоко ценим себя. И правильно делаем. Мы отправили людей на Луну. Мы сделали целый ряд экстраординарных вещей. Поэтому мы и покланяемся самим себе.


Наши герои - люди. Это очень новая модель. Большинство других обществ ставят во главу угла что-то трансцендентальное. Бога, например, духа, силу природы, вселенную. Чем бы это ни было, этому поклоняются. Мы немного отвыкли от этой привычки. При этом, я думаю, нас с небывалой силой тянет к природе. И не для улучшения здоровья, даже если именно так нам это и преподносится. Но прежде всего эта тяга к природе - бегство из человеческого муравейника. Бегство от наших соревнований и от наших драм. По этому причине нам нравится созерцать океан и горы, рассматривать Землю из космоса, и прочее. Нам нравится быть в контакте с чем-то, отличным от человека. Для нас это очень важно.


То, о чем я на самом деле говорю, - это успех и неудача. Одним из интересных аспектов успеха можно назвать то, что мы думаем, что мы знаем, что такое успех. Если бы я сказал вам, что есть такой человек за кулисами, который очень-очень успешен, то у вас сразу же возникли определенные представления о нем. Вы бы подумали, что этот человек заработал много денег, добился признания в какой-то области. У меня тоже всплыла бы моя теория успеха, так как я сильно заинтересован в успехе. Я всегда думаю: "Как мне стать еще более успешным?" Но чем старше я становлюсь, тем лучше я понимаю значение слова "успех".


Вот пример того, как я понимаю успех. Нельзя быть успешным во всем. Часто мы слышим разговоры на тему баланса между работой и личной жизнью. Нонсенс. Нельзя получить все. Нельзя. Поэтому в любом представлении об успехе должно быть место для того, от чего придется отказаться, своеобразный элемент утраты. Разумный подход к жизни как я говорю, примет факт существования элемента неудачи.
Успешная жизнь, в свою очередь, это - время, идеи того, что значит быть успешным, - все это не наше собственное. Мы переняли эти идеи у других людей. В основном, если ты мужчина, ты перенял это от отца. Если ты женщина - от матери. Психоаналитики пытаются вдолбить в нас это уже на протяжение 80 лет. Никто их не слушает. Я же уверен, что именно так и есть.


Мы впитываем послания из телевизора и рекламы, из маркетинговых решений и так далее. Все это - мощные средства. Все это влияет на наши желания и наше представление о самих себе. Если нам говорят, что заниматься банковским делом престижно, то многие из нас пойдут работать в банки. Если вдруг банковское дело перестанет быть престижным, мы потеряем к нему интерес. Мы очень открыты для любых предложений.
Однако, я не хотел бы призывать отказываться от наших представлений об успехе. Но мы должны удостовериться, что эти представления - наши собственные. Мы должны сфокусироваться на наших идеях. И удостовериться, что они - наши, а не чьи-то, что мы действительно авторы наших амбиций. Потому что действительно не очень приятно не получать то, что хочешь. Но еще хуже - иметь представление о том, что ты хочешь, а в конце пути вдруг обнаружить, что на самом деле это не то, чего ты хотел на протяжение всего пути.


Поставлю здесь точку. Сделаю еще раз ударение на том, что успеху все равно надо сказать "да". Однако, давайте все же не отказываться от некоторых наших странных идей. Давайте будем пробовать уходить от привычных путей к успеху. Пусть у нас будут только наши собственные представления об успехе. Спасибо большое.


Крис Андерсон: Было очень интересно. Как примирить представление о ком-то... о ком-то, кто нам кажется лузером, с идеей, которая понравится большинству, о снижении уровня контроля над собственной жизнью. И с тем, что общество, поощряющее к этому, возможно, должно иметь победителей и проигравших.


Алан Де Боттон: Да. Я думаю, здесь простая случайность в процессе побед и поражений, которую я хотел подчеркнуть. Потому что уж слишком большое внимание сегодня уделяется справедливому объяснению всего происходящего. Политики постоянно говорят о справедливости. Лично я тоже полностью верю в справедливость. Только я также верю, что она не возможна. Поэтому нам надо сделать все, что в наших силах, мы должны предпринять все возможное, чтобы добиться справедливости. В конце концов, нам надо всегда помнить, что с кем бы мы не повстречались, и что бы ни произошло в их жизнях, всегда будет присутствовать элемент случайности. Именно для случайности я хотел бы оставить место. Иначе, все примет довольно-таки клаустрофобическую форму.
Крис Андерсон: Мне интересно, верите ли Вы в то, что можно смешать Вашу нежную, добрую философию карьеры с успешной экономикой? Или же Вы думаете, что это невозможно? И в принципе ведь не важно, как много внимания мы уделяем этому?


Алан Де Боттон: Кошмар заключается в том, что именно пугающие нас люди добиваются успеха. Получается, что, чем хуже окружающая среда, тем больше людей примут вызов. Вы даже можете задуматься над тем, каким бы в идеале Вы хотели бы видеть своего отца? Идеальный отец будет жестким, но нежным. Этого очень трудно достичь. Нам нужны такие отцы, которые стали бы образцами для подражания нашему обществу, но которые не склонялись к одной из этих экстремальных моделей поведения. Чтобы они не были или слишком авторитарными и твердыми. Или же чтобы они не были только беспринципными и расслабленными.

Крис Андерсон: Алан Де Боттон.

Алан Де Боттон: Большое спасибо."

В наши дни эту же тему поднял другой англичанин, знаток хороших манер, Джон Морган в своем «Новом руководстве по правилам этикета»: «Стараясь сойти за своих среди тех, в чье общество они стремятся, снобы обязательно совершают одну из двух роковых ошибок: они либо угодливы, либо ведут себя слишком развязно. И то, и другое, без сомнения, выдает сноба». Так что, насколько «почетно» быть снобом, каждый решает для себя сам.
'via Blog this'

No comments:

Post a Comment